осле расширения Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2010 и добавлении в него 1 июля 2017 главы III.2 про степень «Ответственность руководителя должника и иных лиц в делах о банкротстве» использование норм законодательства Российской Федерации о банкротстве значительно поменялось.
В частности, арбитражные суды стали рассматривать по новым правилам заявления о привлечении обанкротившихся юрлиц к субсидиарной ответственности. Главные нововведения проявились в повышении требований к уровню ответственности руководства компаний и введения нового инструментария, позволяющего кредиторам улучшить степень защиты своих интересов.
На данный момент процедура банкротства перестала быть легальным способом по исключению налогоплательщиков из ЕГРЮЛ и списания задолженности. Новые тенденции в сфере законодательства о несостоятельности ведут к тому, что проведение процедуры банкротства становится реальной возможностью по взысканию задолженности.
Сформировавшаяся практика по привлечению лиц, которые контролируют должников, к субсидиарной ответственности с применением нового набора законодательных инструментов уже хорошо себя зарекомендовала и активно используется налоговыми органами по всей России. В результате фактические бенефициары, совершившие правонарушения в сфере налогового законодательства, больше не смогут избегать ответственности, включая субсидиарную, за свои действия.
Только высококлассным юристам удается доказать, что контролирующие лица не причастны к банкротству предприятия, и, следовательно, отвечать по его долгам не должны.
Чтобы снизить задолженность по налогам и сборам и активно применять процедуры банкротства, на местах создаются центры компетенции по взысканиям не исполненных налоговых обязательств. Эти центры также занимаются реализацией проектных подходов в сфере взыскания задолженности. Объектом пристального внимания стали задолженности по результатам проведенных мероприятий налогового контроля. Представители налоговой службы осуществляют тщательный мониторинг платежеспособности налогоплательщика, как только в его адрес открывается камеральная и выездная налоговая проверка.
Такая новая схема работы представителей налоговой службы позволяет собрать доказательства касательно бенефициаров и их действий, а также применить меры привлечения их к субсидиарной ответственности, когда они уклоняются от инициирования процедур несостоятельности и добровольной уплаты задолженности.